Дата изменения: 08.02.2017 11:09
Ответы на часто задаваемые вопросы
Вопрос. Куда и где вставать в очередь в детский сад, если проживаем в Новосибирске?
Ответы на часто задаваемые вопросы
Вопрос. Куда и где вставать в очередь в детский сад, если проживаем в Новосибирске?
Ответ. В соответствии с действующим законодательством организация предоставления дошкольного образования отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Новосибирской области. Учредителем Вашего дошкольного образовательного учреждения является мэрия города Новосибирска. Учредитель самостоятельно определяет порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений города Новосибирска, а также категории граждан, пользующихся льготами при получении места в детском саду. По вопросам предоставления услуг дошкольного образования Вы можете обратиться в дошкольный отдел Главного управления мэрии города Новосибирска по телефонам: 227-40-47; 227-45-12
Вопрос. Какой нормативный документ определяет порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений района Новосибирской области, а также категории граждан, пользующихся льготами при получении места в детском саду?
Ответ. В каждом муниципальном образовании Новосибирской области разрабатывается Порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений, который утверждается постановлением, распоряжением или приказом главы администрации (Учредителем). В органах управления образованием каждого района области имеется перечень категорий граждан, имеющих преимущественное право на получение места в детском саду. С этими категориями можно также познакомиться на сайте: www: moi-sadiki.ru.
Вопрос. Моего ребенка хотят отчислить из детского сада, потому что я там работала, а потом собралась уволиться. Заведующая говорит, что моему ребенку выдали «служебную» путевку.
Ответ. Такого понятия как "служебная" путевка не существует. Стандарт путевки на получение места в дошкольное образовательное учреждение единый для всех. Отчислить ребенка из детского сада можно только на основании решения суда, представив веские доказательства. В данной ситуации Вам нужно попросить у заведующей письменное объяснение, в котором она должна указать, на основании каких законодательных и нормативных документов она намерена отчислить Вашего ребенка, и обратиться с заявлением в суд.
Вопрос. Скажите, могут ли в одной группе в детском саду быть разные по возрасту дети?
Ответ. В соответствии с действующим на территории РФ типовым положением о детских образовательных дошкольных учреждениях, в детских садах возможно формирование групп из детей разного возраста.
Вопрос. Здравствуйте! Ежегодная проблема - куда определить ребенка, пока детский сад не работает из-за ремонта?
Ответ. В летний период в дошкольных учреждениях действительно проводятся ремонтные работы, так как образовательная деятельность осуществляется в основном на свежем воздухе, а также некоторые дети не посещают детский сад, в связи с отпуском родителей. При закрытии детских садов на капитальный ремонт, дети, которых родители не могут не водить в детский сад, распределяются для посещения в другие детские сады. При отсутствии мест в других детских садах, группы в Вашем детском саду должны закрываться на ремонт поочередно.
Вопрос. Я работаю в детском саду, в данный момент нахожусь в отпуске по уходу за вторым ребёнком до 1,5 лет. Имеет ли право предприятие задерживать выплату по пособиям? Из какого фонда выделяются деньги, и в какие сроки должны осуществляться выплаты?
Ответ. Выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет производится за счет Фонда социального страхования по заявке образовательного учреждения. На период взаимных расчетов проводят передвижку средств на 2 статью расходов в рамках внутренних средств образовательного учреждения. Задержки в выплате пособий не должно быть, сумма должна выплачиваться полностью, а не частями.
Вопрос. Полагается ли доплата молодым специалистам?
Ответ. Решение о ежемесячной доплате из муниципального бюджета принимается нормативно-правовым актом на местном уровне или локальным актом образовательного учреждения из стимулирующего фонда оплаты труда, так же как и решение о снятии этой доплаты после прохождения аттестации молодым специалистом.
Вопрос. Недавно на родительском собрании в классе нам объявили, что со следующего года в школе вводится обязательное ношение жилетов с символикой школы. Имеет ли школа права вносить такие нововведения, и имеет ли право руководство школы применять какие-либо санкции к учащимся, которые откажутся носить жилеты?
Ответ. Вопрос введения школьной формы для обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения и в обязательном порядке должен быть зафиксирован в уставе образовательного учреждения или в другом локальном акте, регламентирующем его деятельность. Каждый родитель и учащийся должен быть ознакомлен с Уставом образовательного учреждения, правилами поведения в школе в начале учебного года и выполнять правила внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. Школьная форма вводится по решению органов государственно-общественного управления образовательного учреждения (совет школы, родительский комитет, классное, общешкольное родительское собрание, попечительский совет). При обсуждении данного вопроса должны учитываться материальные затраты малообеспеченных семей.
Вопрос. Я учитель английского языка. Хочу вернуться к своей профессии после долгого перерыва. Соответственно категории нет. По какому принципу сейчас начисляется заработная плата учителей, и сколько я смогу получать?
Ответ. В связи с переходом на подушевое финансирование заработная плата зависит от количества учащихся в учреждении и состоит из гарантированного оклада и стимулирующих выплат. В каждом учреждении заработная плата рассчитывается в соответствии с Положением об оплате труда и Положением о стимулирующих выплатах и может отличаться от заработной платы в другом учреждении. На Ваш вопрос может дать ответ только бухгалтер Вашего учреждения.
Вопрос. Добрый день. Хотелось бы получить ответы на следующие вопросы:
1.Имеют ли право члены педагогического коллектива знать всю информацию о фонде заработной платы ОУ?
2.Какова средняя стоимость часа в общеобразовательных школах города?
3.Кем и как определяется и рассчитывается выплата за высшую категорию?
Ответ. Стоимость учебного часа рассчитывается каждым общеобразовательным учреждением Новосибирска самостоятельно по формуле, представленной в методических рекомендациях по расчету фонда оплаты труда, ОЧуч. и зависит от общего количества учебных часов в учебном году по учебному плану образовательного учреждения. Выплата за высшую категорию определяется и рассчитывается общеобразовательным учреждением самостоятельно. Члены педагогического коллектива имеют право знакомиться со всей информацией о заработной плате, гарантированных и стимулирующих выплатах.
Вопрос. Здравствуйте. Каким образом можно перевести ребенка в профильный класс?
Ответ. Порядок приема в профильные классы определяется образовательным учреждением самостоятельно. Прием в профильные классы производится на основании письменного заявления обучающегося с согласия родителей (законных представителей). При зачислении в профильные классы учитываются рекомендации педагогических работников и психологов образовательного учреждения, в котором обучался Ваш ребенок, образовательный рейтинг, наличие зачетов по курсам по выбору за 9-й класс, портфолио, сдача экзаменов при итоговой аттестации по предметам данного профиля не менее чем на «хорошо». Зачисление в профильный класс производится на основании приказа директора школы.
Вопрос. Мой сын в сентябре идёт во 2 класс и начинает учить иностранный язык. Мы хотели выбрать английский язык. Но администрация школы утверждает, что у нас нет права выбора. Решение принимает школа, т.е. список класса делится пополам - половина идет на английский, другая половина - на немецкий. Правомерны ли действия руководства школы?
Ответ. Порядок деления класса на группы при изучении иностранного языка на федеральном уровне не регламентирован. Данный вопрос относится к компетенции общеобразовательного учреждения. Вся организация учебного процесса прописана в уставе Вашего общеобразовательного учреждения, с которым Вас должны ознакомить в начале учебного года.
Вопрос. Каким образом устанавливаются выплаты стимулирующего характера?
Ответ. Виды, размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера определяются учреждением самостоятельно и закрепляются в локальном нормативном акте учреждения – Положении о порядке выплат стимулирующего характера.
К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы.
К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы.
Вопрос. На каких условиях студенты из многодетных семей могут получать надбавки, материальную помощь к стипендии в вузе.
Ответ. В законодательстве Российской Федерации не предусмотрены отдельные меры предоставления надбавки к стипендии либо материальной помощи студентам из многодетных семей. Студентам выплачивается материальная поддержка в размерах и в порядке, которые определяются локальными нормативными актами образовательной организации высшего образования (далее – вуз).
В соответствии с пунктами 15 и 16 статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вуз, осуществляющий оказание государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяет средства на оказание материальной поддержки нуждающимся студентам в размере 25% стипендиального фонда вуза. Также, вуз, вправе устанавливать различные виды материальной поддержки студентам за счет средств, полученных от деятельности, приносящей доход.
Таким образом, для рассмотрения вопроса получения надбавки к стипендии Вам необходимо написать заявление в профком вуза и приложить документы, обосновывающие причину обращения.
В соответствии с пунктами 15 и 16 статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вуз, осуществляющий оказание государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяет средства на оказание материальной поддержки нуждающимся студентам в размере 25% стипендиального фонда вуза. Также, вуз, вправе устанавливать различные виды материальной поддержки студентам за счет средств, полученных от деятельности, приносящей доход.
Таким образом, для рассмотрения вопроса получения надбавки к стипендии Вам необходимо написать заявление в профком вуза и приложить документы, обосновывающие причину обращения.
Вопрос. Каковы процедуры нострификации документов об образовании, полученных в иностранном государстве.
Ответ. Признание в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве осуществляется на основании статьи 107 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон).
В Новосибирске признавать все иностранные документы об образовании и (или) квалификации имеет право Центр оценки иностранных документов об образовании Новосибирского государственного университета (адрес: 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 2). Контактное лицо: Сагайдак Евгений Иванович, (тел.:+7 383-330-08-61; +7 383-363-44-18; сайт: http://www.nsu.ru/exp/p2d6c4b4edae2486d03000000; e-mail: sei@lab.nsu.ru
Для проведения процедуры признания документов иностранных государств об образовании Вам необходимо представить следующие документы:
1. Заявление.
2. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя и (или) обладателя документа об образовании.
3. Оригиналы легализованных в установленном порядке (при необходимости) документа об образовании и приложения к документу об образовании.
4. Переводы на русский язык документа об образовании и приложения к нему (в случае, если документ об образовании и приложение к нему выполнены на иностранном языке), заверенные надлежащим образом, или копии документа об образовании и приложения к нему, заверенные надлежащим образом, если документ об образовании и приложение к нему выполнены на русском языке.
5. Ксерокопия документа, подтверждающего изменение фамилии при несовпадении фамилии в документе об образовании и в документе, удостоверяющем личность (представляется вместе с переводом, заверенным надлежащим образом, в случае, если он выполнен на иностранном языке).
Более подробную информацию Вы можете получить, обратившись в Центр оценки иностранных документов об образовании Новосибирского государственного университета.
В Новосибирске признавать все иностранные документы об образовании и (или) квалификации имеет право Центр оценки иностранных документов об образовании Новосибирского государственного университета (адрес: 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 2). Контактное лицо: Сагайдак Евгений Иванович, (тел.:+7 383-330-08-61; +7 383-363-44-18; сайт: http://www.nsu.ru/exp/p2d6c4b4edae2486d03000000; e-mail: sei@lab.nsu.ru
Для проведения процедуры признания документов иностранных государств об образовании Вам необходимо представить следующие документы:
1. Заявление.
2. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя и (или) обладателя документа об образовании.
3. Оригиналы легализованных в установленном порядке (при необходимости) документа об образовании и приложения к документу об образовании.
4. Переводы на русский язык документа об образовании и приложения к нему (в случае, если документ об образовании и приложение к нему выполнены на иностранном языке), заверенные надлежащим образом, или копии документа об образовании и приложения к нему, заверенные надлежащим образом, если документ об образовании и приложение к нему выполнены на русском языке.
5. Ксерокопия документа, подтверждающего изменение фамилии при несовпадении фамилии в документе об образовании и в документе, удостоверяющем личность (представляется вместе с переводом, заверенным надлежащим образом, в случае, если он выполнен на иностранном языке).
Более подробную информацию Вы можете получить, обратившись в Центр оценки иностранных документов об образовании Новосибирского государственного университета.
Вопрос. О выплате социальной стипендии в вузе детям из малообеспеченных семей.
Ответ. В соответствии с пунктам 5 статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Государственная социальная стипендия назначается студентам, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий либо имеющим право на получение государственной социальной помощи, а также студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и подпунктами "а" - "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 настоящего закона, государственная социальная стипендия студентам выплачивается в размерах, определяемых вузом, с учетом мнения совета обучающихся этого вуза и выборного органа первичной профсоюзной организации в пределах средств, выделяемых вузу на стипендиальное обеспечение обучающихся (стипендиальный фонд).
Для решения данного вопроса Вы можете обратиться непосредственно в деканат факультета, на котором обучаетесь, с официальным заявлением, приложив документы, подтверждающие свою принадлежность к категории граждан, перечисленных выше.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 настоящего закона, государственная социальная стипендия студентам выплачивается в размерах, определяемых вузом, с учетом мнения совета обучающихся этого вуза и выборного органа первичной профсоюзной организации в пределах средств, выделяемых вузу на стипендиальное обеспечение обучающихся (стипендиальный фонд).
Для решения данного вопроса Вы можете обратиться непосредственно в деканат факультета, на котором обучаетесь, с официальным заявлением, приложив документы, подтверждающие свою принадлежность к категории граждан, перечисленных выше.
Вопрос. О возможности целевого обучения в вузах г. Новосибирска за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
Ответ. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. № 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении» (далее – Порядок) введено понятие целевого приема и целевого обучения с определением мер ответственности сторон.
В соответствии с новым Порядком договор о целевом приеме заключается организацией, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (далее – вуз), с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (далее - органы или организации), заключившими договор о целевом обучении с гражданином.
Участие органов государственной власти (далее - ОГВ) заключается в обязанности предоставления мер социальной поддержки обучающимся. Кроме того, ОГВ обязаны организовать прохождение обучающимся практики в соответствии с учебным планом, а также в соответствии с полученной квалификацией обеспечить трудоустройство.
Таким образом, любой перечисленный выше орган власти или организация, заинтересованные в подготовке кадров для своего региона, имеющие возможность оказывать меры социальной поддержки, могут делать заявки в вузы, в том числе, находящиеся на территории Новосибирской области, на выделение целевых мест за счет средств федерального бюджета и заключать договоры о целевом приеме в вузы и целевом обучении с гражданином.
Одним из условий данного договора является обязанность гражданина сохранять трудовые отношения с организацией – работодателем не менее трех лет с даты заключения трудового договора.
В Новосибирской области для реализации настоящего Порядка принято постановление Правительства Новосибирской области от 29.07.2014 № 305-п «Об установлении размеров и Порядка предоставления органами государственной власти Новосибирской области, государственными учреждениями Новосибирской области мер социальной поддержки, установленных частью 2 статьи 13 Закона Новосибирской области от 05.07.2013 № 361-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области», которым определены меры социальной поддержки, предоставляемые органами государственной власти Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области, такие как:
стипендия обучающимся по основным профессиональным образовательным программам высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы ординатуры) – 5,0 тыс. рублей ежемесячно,
оплата стоимости платных образовательных услуг обучающимся по основным профессиональным образовательным программам высшего образования (программы магистратуры) – 70,0 тыс. рублей в год.
Соответственно, Вы можете обратиться в профильные органы государственной власти Новосибирской области, и в случае их заинтересованности в направлении Вас на обучение в один из вузов г. Новосибирска, заключить с ними договор на целевое обучение, а в дальнейшем отработать у работодателя в сельской местности Новосибирской области.
В соответствии с новым Порядком договор о целевом приеме заключается организацией, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (далее – вуз), с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (далее - органы или организации), заключившими договор о целевом обучении с гражданином.
Участие органов государственной власти (далее - ОГВ) заключается в обязанности предоставления мер социальной поддержки обучающимся. Кроме того, ОГВ обязаны организовать прохождение обучающимся практики в соответствии с учебным планом, а также в соответствии с полученной квалификацией обеспечить трудоустройство.
Таким образом, любой перечисленный выше орган власти или организация, заинтересованные в подготовке кадров для своего региона, имеющие возможность оказывать меры социальной поддержки, могут делать заявки в вузы, в том числе, находящиеся на территории Новосибирской области, на выделение целевых мест за счет средств федерального бюджета и заключать договоры о целевом приеме в вузы и целевом обучении с гражданином.
Одним из условий данного договора является обязанность гражданина сохранять трудовые отношения с организацией – работодателем не менее трех лет с даты заключения трудового договора.
В Новосибирской области для реализации настоящего Порядка принято постановление Правительства Новосибирской области от 29.07.2014 № 305-п «Об установлении размеров и Порядка предоставления органами государственной власти Новосибирской области, государственными учреждениями Новосибирской области мер социальной поддержки, установленных частью 2 статьи 13 Закона Новосибирской области от 05.07.2013 № 361-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области», которым определены меры социальной поддержки, предоставляемые органами государственной власти Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области, такие как:
стипендия обучающимся по основным профессиональным образовательным программам высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы ординатуры) – 5,0 тыс. рублей ежемесячно,
оплата стоимости платных образовательных услуг обучающимся по основным профессиональным образовательным программам высшего образования (программы магистратуры) – 70,0 тыс. рублей в год.
Соответственно, Вы можете обратиться в профильные органы государственной власти Новосибирской области, и в случае их заинтересованности в направлении Вас на обучение в один из вузов г. Новосибирска, заключить с ними договор на целевое обучение, а в дальнейшем отработать у работодателя в сельской местности Новосибирской области.
Вопрос: Может ли ребёнок с соматическим заболеванием претендовать на получение бесплатного питания в школе?
Ответ: В соответствии с пунктом 4 приложения № 6 к постановлению Правительства Новосибирской области от 13.07.2015 № 253-п «О социальной поддержке отдельных категорий обучающихся образовательных организаций на территории Новосибирской области» условиями обеспечения обучающихся бесплатным питанием является предоставление по месту обучения в образовательную организацию следующих документов:
1. Заявление родителей (законных представителей) об обеспечении ребенка бесплатным питанием;
2. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии, в котором установлен статус «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», полученное по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка в соответствии со статьей 42 федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» либо заключение медицинской организации о направлении ребенка в общеобразовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении.
Следовательно, для получения бесплатного питания ребенку необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию и получить заключение, в котором будет установлен статус «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», затем предоставить директору школы данное заключение и заявление об обеспечении ребенка бесплатным питанием.
Для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии можно обратиться по одному из нижеперечисленных адресов:
1. МКОУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», 630004, г. Новосибирск, ул. Дмитрия Шамшурина, 6 (тел. 222-66-09) (для жителей г. Новосибирска)
2. ГБОУ НСО ОЦДК, 630075, г. Новосибирск, ул. Народная, 10 (тел. 276-38-38) (для жителей г. Новосибирска и Новосибирской области)
1. Заявление родителей (законных представителей) об обеспечении ребенка бесплатным питанием;
2. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии, в котором установлен статус «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», полученное по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка в соответствии со статьей 42 федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» либо заключение медицинской организации о направлении ребенка в общеобразовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении.
Следовательно, для получения бесплатного питания ребенку необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию и получить заключение, в котором будет установлен статус «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», затем предоставить директору школы данное заключение и заявление об обеспечении ребенка бесплатным питанием.
Для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии можно обратиться по одному из нижеперечисленных адресов:
1. МКОУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», 630004, г. Новосибирск, ул. Дмитрия Шамшурина, 6 (тел. 222-66-09) (для жителей г. Новосибирска)
2. ГБОУ НСО ОЦДК, 630075, г. Новосибирск, ул. Народная, 10 (тел. 276-38-38) (для жителей г. Новосибирска и Новосибирской области)
Вопрос: Почему обучающиеся дети-инвалиды в отличие от детей с ограниченными возможностями здоровья не имеют права на бесплатное питание в образовательной организации?
Ответ: Федеральным законодательством не предусмотрено полномочие субъекта Российской Федерации по обеспечению детей-инвалидов бесплатным питанием в общеобразовательных организациях.
Законодательство предусматривает право субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные меры социальной поддержки, т.е. принимать на себя новые расходные обязательства за счет средств областного бюджета. Таким же правом обладают и органы местного самоуправления. Однако в настоящее время экономическая ситуация не позволяет расширить перечень мер поддержки или категорий получателей таких мер в Новосибирской области.
В Новосибирской области бесплатным питанием обеспечиваются дети, нуждающиеся в длительном лечении, находящиеся в санаторных общеобразовательных организациях, дети с ограниченными возможностями здоровья, питанием на льготных условиях дети из многодетных и малоимущих семей.
Определение категорий детей, имеющих право на бесплатное питание в образовательных организациях на территории Новосибирской области, основано на применении следующих норм федерального законодательства:
1. Согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) «инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.».
Медико-социальная экспертиза осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В отношении граждан, которым установлен статус «инвалид» применяются меры социальной защиты инвалидов.
Согласно статье 2 Закона № 181-ФЗ «социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.».
Перечень экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам прилагается.
2. Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Обучение таких детей осуществляется по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Согласно статье 55 Закона № 273-ФЗ «дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.».
Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе в части установления статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» регулируется законодательством в сфере образования.
Таким образом, «дети-инвалиды» и «дети с ограниченными возможностями здоровья» – это две различные категории граждан, каждая из которых имеет свои особенности организации образовательной деятельности и меры поддержки.
Так, согласно пункту 1 статьи 79 Закона № 273-ФЗ «содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.».
В соответствии с пунктом 7 статьи 79 Закона № 273-ФЗ «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием». В данном пункте о детях-инвалидах речь не идет.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона № 273-ФЗ «за присмотр и уход за детьми-инвалидами, … обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.» (детский сад). Услуга по присмотру и уходу согласно пункту 34 статьи 2 Закона № 273-ФЗ включает в себя «комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.».
Перечисленные выше меры поддержки детей-инвалидов и детей с ОВЗ при получении образования на территории Новосибирской области предоставляются в полном объеме.
Перечень экономических, правовых мер и мер социальной поддержки,
предоставляемых инвалидам, в том числе детям-инвалидам
1. Социальная пенсия ребенку-инвалиду (статья 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ). Для ее получения родитель ребенка-инвалида или лицо его заменяющее (получатель социальной пенсии) предоставляет следующие документы: паспорт, выписку из акта освидетельствования медико-социальной экспертизы о признании ребенка инвалидом, справку медико-социальной экспертизы.
2. Ежемесячная денежная выплата ребенку-инвалиду (статья 28.1. Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Для получения ЕДВ родитель ребенка-инвалида или лицо его заменяющее представляет следующие документы: паспорт, выписку из акта освидетельствования медико-социальной экспертизы о признании ребенка инвалидом, справку медико-социальной экспертизы.
3. Компенсационная выплата трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином (Указ Президента РФ «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами»). Для ее получения родитель ребенка-инвалида должен предъявить справку из органов государственной службы занятости справки лечебного учреждения о нуждаемости ребенка в постоянном уходе.
4. Бесплатное предоставление:
реабилитационных услуг и технических средств реабилитации, включенных в индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида;
набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» ребенку-инвалиду предоставляется бесплатно следующий набор социальных услуг:
1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Законодательство предусматривает право субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные меры социальной поддержки, т.е. принимать на себя новые расходные обязательства за счет средств областного бюджета. Таким же правом обладают и органы местного самоуправления. Однако в настоящее время экономическая ситуация не позволяет расширить перечень мер поддержки или категорий получателей таких мер в Новосибирской области.
В Новосибирской области бесплатным питанием обеспечиваются дети, нуждающиеся в длительном лечении, находящиеся в санаторных общеобразовательных организациях, дети с ограниченными возможностями здоровья, питанием на льготных условиях дети из многодетных и малоимущих семей.
Определение категорий детей, имеющих право на бесплатное питание в образовательных организациях на территории Новосибирской области, основано на применении следующих норм федерального законодательства:
1. Согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) «инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.».
Медико-социальная экспертиза осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В отношении граждан, которым установлен статус «инвалид» применяются меры социальной защиты инвалидов.
Согласно статье 2 Закона № 181-ФЗ «социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.».
Перечень экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам прилагается.
2. Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Обучение таких детей осуществляется по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Согласно статье 55 Закона № 273-ФЗ «дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.».
Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе в части установления статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» регулируется законодательством в сфере образования.
Таким образом, «дети-инвалиды» и «дети с ограниченными возможностями здоровья» – это две различные категории граждан, каждая из которых имеет свои особенности организации образовательной деятельности и меры поддержки.
Так, согласно пункту 1 статьи 79 Закона № 273-ФЗ «содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.».
В соответствии с пунктом 7 статьи 79 Закона № 273-ФЗ «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием». В данном пункте о детях-инвалидах речь не идет.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона № 273-ФЗ «за присмотр и уход за детьми-инвалидами, … обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.» (детский сад). Услуга по присмотру и уходу согласно пункту 34 статьи 2 Закона № 273-ФЗ включает в себя «комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.».
Перечисленные выше меры поддержки детей-инвалидов и детей с ОВЗ при получении образования на территории Новосибирской области предоставляются в полном объеме.
Перечень экономических, правовых мер и мер социальной поддержки,
предоставляемых инвалидам, в том числе детям-инвалидам
1. Социальная пенсия ребенку-инвалиду (статья 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ). Для ее получения родитель ребенка-инвалида или лицо его заменяющее (получатель социальной пенсии) предоставляет следующие документы: паспорт, выписку из акта освидетельствования медико-социальной экспертизы о признании ребенка инвалидом, справку медико-социальной экспертизы.
2. Ежемесячная денежная выплата ребенку-инвалиду (статья 28.1. Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Для получения ЕДВ родитель ребенка-инвалида или лицо его заменяющее представляет следующие документы: паспорт, выписку из акта освидетельствования медико-социальной экспертизы о признании ребенка инвалидом, справку медико-социальной экспертизы.
3. Компенсационная выплата трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином (Указ Президента РФ «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами»). Для ее получения родитель ребенка-инвалида должен предъявить справку из органов государственной службы занятости справки лечебного учреждения о нуждаемости ребенка в постоянном уходе.
4. Бесплатное предоставление:
реабилитационных услуг и технических средств реабилитации, включенных в индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида;
набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» ребенку-инвалиду предоставляется бесплатно следующий набор социальных услуг:
1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Вопрос: У моего ребёнка аллергия на коровье молоко. Должны ли в детском саду обеспечить питание ребёнку с пищевой аллергией?
Ответ: В соответствии с п. 15.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" при составлении меню учитываются национальные, территориальные особенности питания населения и состояние здоровья детей. Таким образом, дошкольная образовательная организация должна разработать меню с учётом особенностей состояния здоровья Вашего ребёнка и создать условия для обеспечения его питанием.
Вопрос: 1 сентября мой ребёнок пойдёт в первый класс, но он очень привередлив в еде и не употребляет многие продукты в пищу. Можем ли мы отказаться от питания в школе?
Ответ: Для обеспечения обучающихся здоровым питанием, оптимально структурированным по количественным и качественным характеристикам, гарантированно безопасным и физиологически обоснованным, учащимся 1-4 классов предоставляется организованное питание в школе. Школьное меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7 - 11 и 12 - 18 лет). При разработке меню учитывают: продолжительность пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении, возрастную категорию и физические нагрузки обучающихся. Ежедневно школьникам предоставляется двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Детям, посещающим группу продленного дня, предоставляют дополнительно полдник. Интервалы между приемами пищи не превышают 3,5 - 4-х часов. С учетом возраста обучающихся в меню соблюдаются требования СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания
обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» по массе порций блюд, их пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах для различных групп обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального образования. В ежедневном меню учитывается рациональное распределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи. Питание обучающихся соответствует принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключение продуктов с раздражающими свойствами.
Таким образом, питание ребёнка в школе является необходимым для поддержания его здоровья и повышения сопротивляемости организма к различным заболеваниям.
обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» по массе порций блюд, их пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах для различных групп обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального образования. В ежедневном меню учитывается рациональное распределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи. Питание обучающихся соответствует принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключение продуктов с раздражающими свойствами.
Таким образом, питание ребёнка в школе является необходимым для поддержания его здоровья и повышения сопротивляемости организма к различным заболеваниям.