Специалисты и родители обсудили проблемы образования детей с аутизмом в Новосибирской области

Конференция была организована на площадке «Точки кипения» МАОУ СОШ №217 в двух форматах: очном и дистанционном.
Конференцию открыли исполнительный директор Ассоциации «Спектр» Светлана Артемова и директор школы №217 Елена Третьякова.
Затем состоялась панельная дискуссия «Проблемы внедрения доказательных психолого-педагогических практик в государственную образовательную систему России».
В дискуссии приняли участие Артур Хаустов, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (Москва), Ольга Недорезова, директор Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи города Воронежа, Ксения Афанасьева, программный директор ассоциации «Аутизм-Регионы», Наталия Мальтинская, супервизор ресурсных классов (Новосибирск), Елена Спасских, депутат законодательного собрания Новосибирской области, Оксана Василенко, начальник штаба при министерстве образования Новосибирской области, Надежда Чернякина, и.о. начальника отдела общего образования департамента образования Новосибирска. Модератором дискуссии выступил Евгений Бондарь, член правления Ассоциации «Аутизм-Регионы», президент АНО помощи людям с РАС «Атмосфера».
На трех секциях тьюторы ресурсных классов Новосибирской области рассказали о том, как научно обоснованные психолого-педагогические методики помогают эффективно обучать детей с РАС с любой степенью нарушения в условиях общеобразовательной школы.
В 2021– 2022 годах в рамках проекта Ассоциации «Спектр» 75 тьюторов прошли обучение методикам на основе прикладного анализа поведения на базе Новосибирского государственного педагогического университета. Курс «Тьюторское сопровождение детей с РАС в условиях модели «Ресурсный класс» разработала Наталия Мальтинская, кандидат медицинских наук, магистр специального образования, сертифицированный поведенческий аналитик ВСВА.
Первая секция была посвящена методологическим основам реализации образовательной модели «Ресурсный класс». Ее вела Наталья Балева, учредитель АНО «Горизонт», куратор ресурсных классов и ресурсной группы в Новосибирске. Секцию открыл доклад Анны Устиновской, учредителя МГОО «Просто другие», куратора ресурсных групп в Татарстане.
Участники второй секции говорили о формировании учебных навыков у детей с РАС в условиях ресурсного класса. Модератором дискуссии выступила Екатерина Заломова, исполнительный директор АНО помощи людям с РАС «Атмосфера». Секцию открыл доклад «SBT тренинг Г. Хенли. Современный АВА-подход: опора на ценности в терапии детей с РАС» Наталии Бутузовой, ВСВА (Москва).
На третьей секции обсуждали развитие коммуникативных навыков у детей с РАС и работу с нежелательным поведением в условиях ресурсного класса.
Секции завершились докладом Татьяны Овсянниковой, исполнительного директора Профессионального союза поведенческих аналитиков, куратора ресурсных классов из Москвы, – «Работа с нежелательным поведением в условиях ресурсного класса».
Участники конференции получили благодарственные письма и подарки – книги для специалистов и родителей детей с РАС, которые практикуют научно обоснованные методики помощи людям с аутизмом.
Все организаторы, спикеры и слушатели единогласно отметили, что конференция стала новым этапом в процессе становления системы помощи людям с РАС в Новосибирской области. В регионе появился серьезный пул квалифицированных российских специалистов, которые способны помочь детям с РАС реализовать законное право на доступное образование.
В резолюции конференции, которую зачитала Светлана Артемова, исполнительный директор Ассоциации «Спектр», участники конференции обратились к органам исполнительной власти Новосибирской области: пришла пора принимать решительные действия в отношении системной методической и финансовой поддержки образования детей с РАС – необходимо обеспечить стабильное обучение специалистов, финансирование оплаты их труда, а также учредить ежегодный форум на базе МАОУ СОШ №217, который поможет нашему региону получать информацию о современных эффективных подходах к помощи людям с РАС и внедрять их на территории области.
Конференция состоялась в рамках проекта «Внедрение эффективных практик помощи детям с РАС в государственную образовательную систему Новосибирской области».
Организатор проекта – Ассоциация «Спектр». Партнер проекта – Новосибирский государственный педагогический университет. Проект реализуется при финансовой поддержке Министерства региональной политики Новосибирской области. Партнер конференции: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 217» и «Точка кипения – 217 школа».