30 Марта 2015
Участники круглого стола представили свой опыт работы в части эффективного управления качеством дополнительных образовательных услуг
В работе круглого стола приняли участие 72 представителя педагогического сообщества: руководители общеобразовательных организаций, образовательных организаций дополнительного образования детей, педагоги-психологи, методисты, заместители директора, специалисты и руководители органов управления образо-ванием города Новосибирска и Новосибирской области, города Новокузнецка, представители кафедры педагогики и психологии, отдела научно-методического сопровождения деятельности муниципальных методических служб НИПКИПРО.
Участники круглого стола представили свой опыт работы в части эффективно-го управления качеством дополнительных образовательных услуг, были рассмот-рены такие актуальные вопросы в части эффективного управления качеством до-полнительных услуг, как: «Современные инструменты контроля и оценки качества дополнительных образовательных услуг (ДОУ)», «Аспекты деятельности образо-вательной организации, влияющие на удовлетворенность потребителя качеством ДОУ», «Развитие инновационного потенциала педагогов как основополагающая качественная характеристика реализации ДОУ», «Дополнительное образование как среда развития инновационного мышления, способности к творческому и профес-сиональному самоопределению, формирования уровня социальной зрелости обучающихся».
В ходе состоявшегося обсуждения участники констатировали:
в нормативно-правовом контексте:
• данное мероприятие лежит в русле основных целевых задач, сформулиро-ванных в рамках Федерального закона №273 от 29 декабря 2012 года «Об образо-вании в Российской Федерации» (Статья 11, п.1, п.п. 4); Концепции развития до-полнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р, которая определяет «сочетание в управлении качеством услуг дополнительного образования детей элементов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования» в качестве основно-го механизма развития дополнительного образования детей; проекта Межведом-ственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года (Раздел I, п. 2).
в организационно-управленческом плане
• проведенный круглый стол демонстрирует современные подходы механизмы мониторинга и управления качеством дополнительных образовательных услуг как ресурс развития организации дополнительного образования детей;
• организация работы круглого стола, как и в целом содержание деятельности Региональной инновационной площадки «Эффективные механизмы мониторинга и управления качеством дополнительных образовательных услуг как ресурс развития организации дополнительного образования детей» имеет значительные перспекти-вы в деле распространения инновационного опыта управления качеством ДОУ, накопленного в системе дополнительного образования.
в методико-дидактическом плане:
• рассматриваемый проект инновационной деятельности обеспечивает более эффективное решение целевых задач, регламентируемых современным законода-тельством в части организации мониторинга и управления качеством дополни-тельных образовательных услуг, целевых задач образовательной организации до-полнительного образования муниципального подчинения.
• важнейшим условием обеспечения эффективности мониторинга и управления качеством дополнительных образовательных услуг является разработка, апробация и сертификация индивидуализированных систем менеджмента качества об-разовательных организаций дополнительного образования муниципального подчинения, подготовка и юридическая экспертиза пакетов документов, адаптированных под задачи обеспечения внеурочной деятельности, отвечающей требованиям ФГОС и обеспечивающего преемственность ФГТ (ФГОС дошкольного обучения) и ФГОС ОО, совершенствование уровня дидактической компетентности педагогических кадров путем создания ресурсного агентства по развитию инновационного потенциала педагогических кадров на уровне Новосибирской области, совершенствование форм социального партнёрства с родителями, образовательными и научно-методическими учреждениями, общественными организациями города и области, в соответствие с планом реализации Региональной иннвационной площадки «Эффективные механизмы мониторинга и управления качеством дополнительных образовательных услуг как ресурс развития организации дополнительного образования детей»;
• проводимый мониторинг качества дополнительных образовательных услуг в городе Новосибирске и Новосибирской области носит либо частично формализо-ванный, либо местечковый характер, в то же время существует потребность в про-ведении полноценного социологического маркетингового исследования потенци-альных интересов, потребностей и запросов потребителей ДОУ (обучающиеся, ро-дители, педагоги, социальные партнеры), которое позволило бы определить пер-спективы дальнейшей модернизации системы дополнительного образования детей Новосибирской области.
в предметном плане:
• представленная базовая экспериментальная модель мониторинговой деятельности (авторы-разработчики – методист МБОУ ДО ЦДО «Алые паруса» Хомченко Н.Е., Косенкова Е.Ю.), разработанная на основе концептуальных идей, предложенных доктором педагогических наук, профессором В.П. Симоновым, под научным руководством профессора кафедры педагогики и психологии НИПКиПРО, к.п.н. Л.И. Боровикова, в рамках Городской экспериментальной площадки по теме «Ин-струментально-диагностическое обеспечение внеурочной деятельности школьников в условиях требования новых образовательных стандартов», программа которой была реализована ЦДО «Алые паруса» в 2011-2015 годах имеет определённое теоретико-практическое значение в части:
• повышения эффективности методического сопровождения деятельности пе-дагогов дополнительного образования, последовательно реализующих в своей ра-боте требования ФГОС;
• разработки современной системы комплексного диагностического контроля состояния всех субъектов внеурочной деятельности: обучающихся, педагогов, представителей административного аппарата образовательных учреждений, а также социальных партнеров – родителей, представителей организаций различного типа;
• обеспечения оптимизации документооборота в учреждениях дополнительно-го образования;
• разработки, апробации и внедрения новой формы журналов учета работы пе-дагогов дополнительного образования.
Участники круглого стола отмечают положительные результаты в по-вышении эффективности мониторинга и управления качеством дополнитель-ных образовательных услуг в образовательных организациях дополнительно-го образования города Новосибирска и Новосибирской области:
• повышается качество кадрового потенциала, растет профессиональное ма-стерство педагогов в освоении новых педагогических компетенций и внедрении современных образовательных технологий – в рамках Совета директоров районных учреждений дополнительного образования города Новосибирска уже в течение де-сяти лет реализуется программа совместных мероприятий, стажерских площадок по обмену опытом для различных категорий педагогических и административных работников системы дополнительного образования города Новосибирска, ЦДО «Алые паруса» запущен ряд проектов по развитию инновационного педагогическо-го творчества, предполагающих участие в проектах педагогических работников об-разовательных организаций дополнительного образования НСО (Творческая группа «Школа совершенствования профессионального мастерства педагогов дополни-тельного образования»);
• формируется современная модель дополнительного образования: повыша-ется качество, обновление содержания и обеспечение доступности;
• созданы предпосылки для разработки индивидуализированных систем ме-неджмента качества дополнительных образовательных услуг для детей и взрослых образовательных организаций дополнительного образования муниципального под-чинения, имеющих ряд существенных отличий от систем менеджмента качества, предлагаемых для общеобразовательных организаций;
• осуществляется адаптация нормативно-правового и программно-методического обеспечения перехода на федеральные государственные образова-тельные стандарты в части организации внеурочной деятельности школьников, по-вышается качество дополнительных образовательных услуг, развивается предпро-фильная подготовка, совершенствуется среда развития инновационного мышления обучающихся;
• расширяется государственно-общественное управление образованием, раз-вивается социальное партнерство в сфере образования, успешно реализуются про-екты сетевого и межведомственного взаимодействия образовательных организаций дополнительного образования и общеобразовательных организаций, организаций сферы культуры и молодежной политики.
Участники круглого стола, обсудив проблемы, возникшие на первом эта-пе организации работы Региональной инновационной площадки «Эффектив-ные механизмы мониторинга и управления качеством дополнительных обра-зовательных услуг как ресурс развития организации дополнительного обра-зования детей», пришли к выводу о целесообразности:
• разработки на уровне Минобрнауки Новосибирской области целевого проек-та «Внедрение модели системы управления качеством образования в образователь-ные организации дополнительного образования Новосибирской области», наце-ленного на поддержку образовательных организаций дополнительного образования в части разработки и сертификации индивидуализированных систем менеджмента качества, отвечающих целевым задачам образовательных организаций дополни-тельного образования муниципального подчинения. Включения в данный проект в качестве стажировочной площадки ЦДО «Алые паруса» с утверждением сметы за-трат, представленной в рамках РИП «Эффективные механизмы мониторинга и управления качеством дополнительных образовательных услуг как ресурс развития организации дополнительного образования детей»;
• проведения с привлечением специалистов лонгитюдного маркетингового ис-следования потенциальных потенциальных интересов, потребностей и запросов потребителей ДОУ (обучающиеся, родители, педагоги, социальные партнеры), ко-торое позволило бы определить перспективы дальнейшей модернизации системы дополнительного образования детей Новосибирской области.
• перенятия опыта Совета директоров районных учреждений дополнительного образования города Новосибирска по реализации при поддержке Минобрнауки НСО программы совместных мероприятий, стажерских площадок, в том числе в режиме онлайн по обмену опытом для различных категорий педагогических и ад-министративных работников системы дополнительного образования города Новосибирска.
• создания на базе МАОУ Центра дополнительного образования города Искитима стажировочной площадки по вопросам организации независимой оценки и экспертизы ДОУ в рамках общественно-государственного управления.
• издания методического комплекта, включающего комплекс развёрнутых ре-комендаций по разработке систем управления качеством дополнительных образо-вательных услуг.
Выступления участников круглого стола:
bd_odaryonnye_deti.pptx
kruglyy_stol_prezentaciya_2.pptx
lazareva_marketing.issled.pptx
normativy_setevye_proekty.pptx
rip_alye_parusa_kruglyy_stol.pdf
solnyshko_v_ladoshkah.pptx
homchenko_n.e.pdf
marketingovye_issledovaniya.docx
razvitite_dopobrazovaniya.docx
skuratovskaya_n._a.1.doc
solnyshko_v_ladoshkah.docx
Участники круглого стола представили свой опыт работы в части эффективно-го управления качеством дополнительных образовательных услуг, были рассмот-рены такие актуальные вопросы в части эффективного управления качеством до-полнительных услуг, как: «Современные инструменты контроля и оценки качества дополнительных образовательных услуг (ДОУ)», «Аспекты деятельности образо-вательной организации, влияющие на удовлетворенность потребителя качеством ДОУ», «Развитие инновационного потенциала педагогов как основополагающая качественная характеристика реализации ДОУ», «Дополнительное образование как среда развития инновационного мышления, способности к творческому и профес-сиональному самоопределению, формирования уровня социальной зрелости обучающихся».
В ходе состоявшегося обсуждения участники констатировали:
в нормативно-правовом контексте:
• данное мероприятие лежит в русле основных целевых задач, сформулиро-ванных в рамках Федерального закона №273 от 29 декабря 2012 года «Об образо-вании в Российской Федерации» (Статья 11, п.1, п.п. 4); Концепции развития до-полнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р, которая определяет «сочетание в управлении качеством услуг дополнительного образования детей элементов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования» в качестве основно-го механизма развития дополнительного образования детей; проекта Межведом-ственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года (Раздел I, п. 2).
в организационно-управленческом плане
• проведенный круглый стол демонстрирует современные подходы механизмы мониторинга и управления качеством дополнительных образовательных услуг как ресурс развития организации дополнительного образования детей;
• организация работы круглого стола, как и в целом содержание деятельности Региональной инновационной площадки «Эффективные механизмы мониторинга и управления качеством дополнительных образовательных услуг как ресурс развития организации дополнительного образования детей» имеет значительные перспекти-вы в деле распространения инновационного опыта управления качеством ДОУ, накопленного в системе дополнительного образования.
в методико-дидактическом плане:
• рассматриваемый проект инновационной деятельности обеспечивает более эффективное решение целевых задач, регламентируемых современным законода-тельством в части организации мониторинга и управления качеством дополни-тельных образовательных услуг, целевых задач образовательной организации до-полнительного образования муниципального подчинения.
• важнейшим условием обеспечения эффективности мониторинга и управления качеством дополнительных образовательных услуг является разработка, апробация и сертификация индивидуализированных систем менеджмента качества об-разовательных организаций дополнительного образования муниципального подчинения, подготовка и юридическая экспертиза пакетов документов, адаптированных под задачи обеспечения внеурочной деятельности, отвечающей требованиям ФГОС и обеспечивающего преемственность ФГТ (ФГОС дошкольного обучения) и ФГОС ОО, совершенствование уровня дидактической компетентности педагогических кадров путем создания ресурсного агентства по развитию инновационного потенциала педагогических кадров на уровне Новосибирской области, совершенствование форм социального партнёрства с родителями, образовательными и научно-методическими учреждениями, общественными организациями города и области, в соответствие с планом реализации Региональной иннвационной площадки «Эффективные механизмы мониторинга и управления качеством дополнительных образовательных услуг как ресурс развития организации дополнительного образования детей»;
• проводимый мониторинг качества дополнительных образовательных услуг в городе Новосибирске и Новосибирской области носит либо частично формализо-ванный, либо местечковый характер, в то же время существует потребность в про-ведении полноценного социологического маркетингового исследования потенци-альных интересов, потребностей и запросов потребителей ДОУ (обучающиеся, ро-дители, педагоги, социальные партнеры), которое позволило бы определить пер-спективы дальнейшей модернизации системы дополнительного образования детей Новосибирской области.
в предметном плане:
• представленная базовая экспериментальная модель мониторинговой деятельности (авторы-разработчики – методист МБОУ ДО ЦДО «Алые паруса» Хомченко Н.Е., Косенкова Е.Ю.), разработанная на основе концептуальных идей, предложенных доктором педагогических наук, профессором В.П. Симоновым, под научным руководством профессора кафедры педагогики и психологии НИПКиПРО, к.п.н. Л.И. Боровикова, в рамках Городской экспериментальной площадки по теме «Ин-струментально-диагностическое обеспечение внеурочной деятельности школьников в условиях требования новых образовательных стандартов», программа которой была реализована ЦДО «Алые паруса» в 2011-2015 годах имеет определённое теоретико-практическое значение в части:
• повышения эффективности методического сопровождения деятельности пе-дагогов дополнительного образования, последовательно реализующих в своей ра-боте требования ФГОС;
• разработки современной системы комплексного диагностического контроля состояния всех субъектов внеурочной деятельности: обучающихся, педагогов, представителей административного аппарата образовательных учреждений, а также социальных партнеров – родителей, представителей организаций различного типа;
• обеспечения оптимизации документооборота в учреждениях дополнительно-го образования;
• разработки, апробации и внедрения новой формы журналов учета работы пе-дагогов дополнительного образования.
Участники круглого стола отмечают положительные результаты в по-вышении эффективности мониторинга и управления качеством дополнитель-ных образовательных услуг в образовательных организациях дополнительно-го образования города Новосибирска и Новосибирской области:
• повышается качество кадрового потенциала, растет профессиональное ма-стерство педагогов в освоении новых педагогических компетенций и внедрении современных образовательных технологий – в рамках Совета директоров районных учреждений дополнительного образования города Новосибирска уже в течение де-сяти лет реализуется программа совместных мероприятий, стажерских площадок по обмену опытом для различных категорий педагогических и административных работников системы дополнительного образования города Новосибирска, ЦДО «Алые паруса» запущен ряд проектов по развитию инновационного педагогическо-го творчества, предполагающих участие в проектах педагогических работников об-разовательных организаций дополнительного образования НСО (Творческая группа «Школа совершенствования профессионального мастерства педагогов дополни-тельного образования»);
• формируется современная модель дополнительного образования: повыша-ется качество, обновление содержания и обеспечение доступности;
• созданы предпосылки для разработки индивидуализированных систем ме-неджмента качества дополнительных образовательных услуг для детей и взрослых образовательных организаций дополнительного образования муниципального под-чинения, имеющих ряд существенных отличий от систем менеджмента качества, предлагаемых для общеобразовательных организаций;
• осуществляется адаптация нормативно-правового и программно-методического обеспечения перехода на федеральные государственные образова-тельные стандарты в части организации внеурочной деятельности школьников, по-вышается качество дополнительных образовательных услуг, развивается предпро-фильная подготовка, совершенствуется среда развития инновационного мышления обучающихся;
• расширяется государственно-общественное управление образованием, раз-вивается социальное партнерство в сфере образования, успешно реализуются про-екты сетевого и межведомственного взаимодействия образовательных организаций дополнительного образования и общеобразовательных организаций, организаций сферы культуры и молодежной политики.
Участники круглого стола, обсудив проблемы, возникшие на первом эта-пе организации работы Региональной инновационной площадки «Эффектив-ные механизмы мониторинга и управления качеством дополнительных обра-зовательных услуг как ресурс развития организации дополнительного обра-зования детей», пришли к выводу о целесообразности:
• разработки на уровне Минобрнауки Новосибирской области целевого проек-та «Внедрение модели системы управления качеством образования в образователь-ные организации дополнительного образования Новосибирской области», наце-ленного на поддержку образовательных организаций дополнительного образования в части разработки и сертификации индивидуализированных систем менеджмента качества, отвечающих целевым задачам образовательных организаций дополни-тельного образования муниципального подчинения. Включения в данный проект в качестве стажировочной площадки ЦДО «Алые паруса» с утверждением сметы за-трат, представленной в рамках РИП «Эффективные механизмы мониторинга и управления качеством дополнительных образовательных услуг как ресурс развития организации дополнительного образования детей»;
• проведения с привлечением специалистов лонгитюдного маркетингового ис-следования потенциальных потенциальных интересов, потребностей и запросов потребителей ДОУ (обучающиеся, родители, педагоги, социальные партнеры), ко-торое позволило бы определить перспективы дальнейшей модернизации системы дополнительного образования детей Новосибирской области.
• перенятия опыта Совета директоров районных учреждений дополнительного образования города Новосибирска по реализации при поддержке Минобрнауки НСО программы совместных мероприятий, стажерских площадок, в том числе в режиме онлайн по обмену опытом для различных категорий педагогических и ад-министративных работников системы дополнительного образования города Новосибирска.
• создания на базе МАОУ Центра дополнительного образования города Искитима стажировочной площадки по вопросам организации независимой оценки и экспертизы ДОУ в рамках общественно-государственного управления.
• издания методического комплекта, включающего комплекс развёрнутых ре-комендаций по разработке систем управления качеством дополнительных образо-вательных услуг.
Выступления участников круглого стола:
bd_odaryonnye_deti.pptx
kruglyy_stol_prezentaciya_2.pptx
lazareva_marketing.issled.pptx
normativy_setevye_proekty.pptx
rip_alye_parusa_kruglyy_stol.pdf
solnyshko_v_ladoshkah.pptx
homchenko_n.e.pdf
marketingovye_issledovaniya.docx
razvitite_dopobrazovaniya.docx
skuratovskaya_n._a.1.doc
solnyshko_v_ladoshkah.docx